Цели урока:
ü познакомить обучающихся с историй парада 24 июня 1945 г.;
ü расширять и углублять знания обучающихся о истории Великой Отечественной
войны, сохранять и укреплять память о ней;
ü сохранить память о событиях того времени, которые являлись значимыми
для всего народа;
ü формировать у обучающихся уважительное отношения к отечественной истории; понимание исторического
значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
ü работать над развитием коммуникативных, творческих и социальных
компетентностей;
ü воспитывать
уважение к подвигу
советского народа в годы Великой Отечественной войны;
ü способствовать
нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
ü воспитывать
в обучающихся гордость за свой народ, чувство благодарности к участникам Великой Отечественной
войны ,чувства ответственности за сохранение исторической
памяти.
Образовательные:
ü самостоятельно формулировать цели деятельности;
ü построение речевого высказывания в устной форме;
ü умение работать с разными источниками информации, извлекать нужную
информацию;
Развивающие:
ü развитие умений выделять главное в изучаемой теме;
ü умения работать с историческими
документами;
ü развитие мыслительных способностей обучающихся;
ü развитие навыков коллективного труда
и формирование качеств сильной личности.
ü работать
над развитием коммуникативных, творческих и социальных компетентностей;
ü развивать у обучающихся творческие и креативные навыки;
ü развивать познавательный интерес обучающихся.
Воспитательные:
ü способствовать воспитанию патриотических чувств и активной гражданской
позиции;
ü воспитание гражданственности и
патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
ü
воспитание
коллективизма, товарищества, взаимопомощи;
ü
воспитывать у обучающихся нравственные социально значимые качества личности;
ü
воспитывать
в обучающихся доброжелательное
и дружественное отношение друг к другу.
Формируемые УУД:
Метапредметные:
Ø развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою
точку зрения в процессе диалога, анализа, дискуссии; структурировать полученные
знания; анализировать их;
Ø умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную
из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
Ø применение различных способов
решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и
команде;
Ø умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением, в
том числе в форме презентаций;
Ø соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение
вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, выполнения
учебно-практических задач.
Коммуникативные:
Ø развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной
форме, работать в группе, в парах;
Ø излагать правильно своё мнение о выступлении одноклассников,
аргументировать его,
подтверждая фактами из своей жизни.
Личностные:
Ø прививать бережное отношение к истории Отечества, её культурному,
героическому наследию;
Ø формировать умение высказывать своё отношение к событию, процессу,
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Ø формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы
национального самосознания, осмысление Великой Победы как значимого события в
жизни всего народа, мощного фактора его единства;
Ø воспитание гражданской и
цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания
принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
Ø воспитание чувства гордости за свою Родину, за народ, вынесший на своих плечах
тяжесть военного времени, за героические страницы истории Отечества;
Ø воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из различных источников
(иллюстраций, текстов), обобщать её; выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные
УУД: развивать умение высказывать своё предположение, составлять
план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Тип урока: урок усвоения новых
знаний
Вид урока: урок-проект
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная и индивидуальная, групповая.
Используемые методы и технологии обучения: интерактивная игра «Поделись своим позитивом», метод «Предсказание», использование
видеоклипа, ассоциативная разминка метод «Мозговой штурм» , словарная работа,
работа с тетрадью, комментированный просмотр мультимедийной презентации, творческая
работа, ассоциативный куст,слово учителя, работа в группах, игра « Ты – мне,
я – тебе», составление коллажа, работа с сайтом learningapps. org, работа с
памяткой, метод «Рефлексия».
Перечень необходимых технических средстви наглядности: мультимедийная доска, ноутбук, видео, презентация, компьютер.
Перечень используемых дидактических средств: флеш-карты, памятки, мультимедийная
доска, презентация, интерактивные упражнения на сайте learningapps.org, сайт Sway.
Ожидаемые
результаты:
после уроков учащиеся смогут
Ø больше
узнать о Дне Победы;
Ø анализировать
знания, будут уметь делать собственные выводы
и давать оценки;
Ø будут уметь формулировать и высказывать
собственное мнение.
За две недели до урока класс делится на несколько групп, и каждая группа готовит задание для группы и презентацию
к защите (несколько слайдов) .
План урока.
I. Организационный момент.
1.Прослушивание
песни.
2. Интерактивная
игра
«Поделись своим позитивом».
II. Актуализация опорных знаний.
1.Устная работа «Цветок ассоциаций»
2.Ассоциативная разминка.
III. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока, формулировка ожидаемых
результатов.
1.Работа с тетрадью.
2.Работа с эпиграфом
3.Слово учителя.
4.Упражнение «Ассоциативный ряд».
IV. Изучение нового материала.
1.Просмотр видео
2.Слово учителя
3.Работа в группах
4.Чтение стихов
V. Закрепление изученного материала.
1.Музыка. Танец.
2.Интерактивные упражнения
3.Интерактивная игра
4.Работа с флеш-картами.
5.Просмотр презентации.
6.Метод «Пустое кресло»
7.Упражнение «Философский стол»
VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
Никто не забыт, и ничто не забыто
Ольга Берггольц
I.Организационный момент.
Учитель настраивает обучающихся на работу на уроке, на
положительные эмоции и хорошее настроение во время разговора о Дне Победы.
1.Прослушивание песни.
Песня Иосиф Кобзон
«День Победы»
https://www.youtube.com/watch?v=fK0bbZ4DyxI&list=RDfK0bbZ4DyxI&index=1
2.Интерактивная игра «Поделись
своим позитивом».
Главные высказывания по теме урока написаны на слайдах на
мультимедийной доске.
Нам не дано
предугадать,
Как наше слово
отзовётся, -
И нам сочувствие
даётся,
Как нам даётся
благодать.
Психологический настрой «Всё в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не
всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи,
мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или
живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю,
скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Поэтому и на нашем уроке всё
будет в наших руках.
Посмотрите друг другу в глаза и передайте взглядом свою
любовь ко всем своим одноклассникам. А теперь возьмитесь за руки с соседом по
парте и поделитесь своим теплом и хорошим настроением друг с другом.
Учитель предлагает обучающимся прочитать главные
высказывания по теме урока.
Учитель предлагает сделать вывод по главным словам урока.
II.Актуализация опорных знаний
- Какие ассоциации вызывают у вас слова: Победа, Парад, Слава?
1.Устная работа «Цветок
ассоциаций»
Ученики на доске
выкладывают цветик-семицветик со слов, которые возникают при ассоциации со
словами, которые называют учащиеся.
III. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели
урока, формулировка ожидаемых результатов
1.Работа с тетрадью.
Записывают тему «Урок Памяти и Славы. Парад Победы»
Понятия:
Парад Победы;
Даты:
24
июня 1945 – Парад Победы;
7
ноября 1941 г. – Парад на Красной площади
Персоналии:
Маршал
Советского Союза Г.К. Жуков; Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский;
Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин.
Обращаю внимание
на доску, на которой размещены иллюстрации к уроку, QR
код, коллажи, кроссенсы, мемасики и т.д.
Помнить, через века, через года,
Помнить о тех, кто уже не придёт никогда
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
(Обучающиеся при помощи телефонов со специальным
программным обеспечением сканируют слова QR кода и объясняют их смысл).
Слова на мультимедийной доске.
- Почему именно с этих слов начинаем урок?
3.Слово учителя.
(Учитель рассказывает стихотворение наизусть).
Сергей Григорьевич Островой, г.Москва
Ломает
май кусты сирени,
Гром говорит с крутой горой,
А по ночам приходят тени
И властно требуют: — Открой!
Открой. Впусти солдат убитых.
Дай им в тепле заночевать.
Ты слышешь гром сапог разбитых?
Нас много, нас не сосчитать.
И мы к невестам шли когда-то.
И горе плакало навзрыд.
Зачем невеста ждёт солдата?
Он мёртвый. Он в земле зарыт.
Зарыт? А разве все зарыты?
А разве убран тот погост?
Не всем досталось лечь под плиты
И вытянуться в полный рост.
И хоть не могут быть забыты
Те, что с землей обручены,—
Ещё не всем венки отлиты.
Не всем награды вручены.
Холмы у памяти покаты.
Но пусть сгоревшие в огне
Солдаты, мёртвые солдаты,
Живут с живыми наравне.
4.Упражнение «Ассоциативный
ряд»
На доске написаны слова : Победа…
Ученики один за другим продолжают слова…
IV. Изучение нового
материала.
1.Просмотр видео
Фильм
«Парад Победы 24 июня
1945 года»
https://www.youtube.com/watch?v=KWWudjXH46s
2.Слово учителя
Мы переходим к защите проектов. Я уверена, что все
добросовестно подготовились к защите своих работ. Желаю вам удачи!
3.Работа в группах
(Ученики защищают
свои проекты на фоне мини-презентаций)
Есть события, даты,
имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги,
рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта
память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и
событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего
народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
1 чтец:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
2 чтец:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
1 группа
Парад
Победы 24 июня 1945 г. триумф народа –победителя.
По силе воздействия на
ход дальнейших событий сам парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.
приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны
1941-1945 годов. В тревожные и тяжелейшие для страны дни начала войны парад
продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе, что Москва
стоит, и мало того - бросает вызов врагу. Слушая трансляцию с Красной площади,
советские люди понимали, что Москва выстоит.
Хотя к началу ноября
1941 года немецкие войска были только остановлены на ближайших подступах к столице,
Красная армия, советский народ одержали первую моральную победу над врагом.
Ровно через месяц, 7 декабря 1941 года, началось контрнаступление под Москвой,
в ходе которого противник был отброшен от столицы на 100 - 250 км.
Парад стал одновременно
проводами на фронт. Если в мирное время войска принимали участие в торжествах
без боеприпасов, то теперь все были в полном походном снаряжении. Пехотинцы шли
с патронными подсумками, сапёрными
лопатами, противогазами, у многих были заплечные вещевые мешки. Участники
парада сражались на самых опасных участках обороны.
Показать, что страна
жива и способна даже на парады, было очень важно. Но парад в Москве мог
оказаться под угрозой срыва из-за диверсии или налёта вражеской авиации.
Поэтому в Куйбышеве 7 ноября на час позже московского прошёл ещё и парад-дублёр
- в случае чего радиотрансляция велась бы оттуда.
2 группа Если бы в 1941 году не было парада, это
никого не удивило бы. Враг подошёл к городу Москва чуть ли не на пушечный выстрел, до торжеств ли в
такой обстановке? Но ничто, кроме традиционного праздника, к которому все
привыкли за годы мирной жизни, не могло так укрепить веру советских людей в
победу. И ничто, кроме парада, не могло так ошеломляюще обескуражить врага. По
силе воздействия на ход событий его можно сравнить с успешной военной
операцией.
Президент
России В.В. Путин в своём письменном обращении, адресованном посетителям выставки «Парад
Победы 24 июня 1945 года», открывшейся в Государственном историческом музее в
канун 75-й годовщины Парада Победителей, подчеркнул: «Нам нельзя забывать об
этом сильном параде. Историческая память — залог достойного будущего. Мы должны
перенять у героического поколения фронтовиков главное — привычку побеждать. Эта
привычка очень нужна в нашей сегодняшней мирной жизни. Она поможет нынешнему
поколению выстроить сильную, стабильную и процветающую страну. Уверен, что дух Великой Победы будет хранить
нашу Родину и впредь в новом, XXI веке».
3 группа 22 июня 1945 года в центральных газетах СССР был
опубликован приказ Верховного главнокомандующего № 370: «В ознаменование победы
над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве
на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского
гарнизона — Парад Победы».
«На парад вывести:
сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк
Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского
гарнизона.
Парад Победы принять
моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.
Командовать Парадом
Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.
Общее руководство по
организации парада возлагаю на командующего войсками Московского военного
округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника Артемьева».
Верховный Главнокомандующий,
Маршал Советского Союза
И. Сталин
Парад принимал Маршал
Советского Союза Г. К. Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К.
Рокоссовский. Жуков и Рокоссовский проехали по Красной площади на белом и
вороном конях. И. В. Сталин наблюдал за парадом с трибуны
Мавзолея Ленина. На трибуне также присутствовали Молотов, Калинин, Ворошилов,
Будённый и другие члены Политбюро.
4 группа Вопреки распространённому заблуждению, Знамени Победы во время
Парада Победы на Красной площади не было. Первым, по площади прошёл сводный полк барабанщиков-суворовцев, за ним
шли сводные полки фронтов (в порядке их расположения на театре военных действий
к концу войны — с севера на юг): Карельского, Ленинградского, 1-го и 2-го
Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го
Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го
Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского.
Впереди сводных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои
Советского Союза несли знамёна прославленных частей и соединений. Для каждого
сводного полка оркестр исполнял особый марш.
Сводные полки были
укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами различных родов войск,
отличившимися в боях и имевшими боевые ордена (в каждом полку всего, включая командный
состав — свыше тысячи человек).
Знамёнщики с ассистентами несли по 36 боевых знамён наиболее отличившихся в
боях соединений и частей каждого фронта. Сводный полк ВМФ состоял из
представителей всех родов сил Северного, Балтийского и Черноморского флотов,
Днепровской и Дунайской флотилий.
В параде участвовал
также сводный военный оркестр в составе 1400 человек.
Марш сводных полков
завершала колонна солдат, нёсших 200 опущенных знамён и штандартов
разгромленных немецких войск. Эти знамёна под дробь барабанов были брошены на
специальный помост у подножия Мавзолея Ленина. Первым был брошен личный
штандарт Гитлера.
Затем торжественным
маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной
академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада,
артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно-десантные и танковые части и
подразделения.
Параду Победы посвящён
одноимённый документальный фильм, снятый в 1945 году, один из первых цветных
фильмов в СССР.
5 группа
С каждым годом всё
дальше от нас Великая Отечественная война, всё меньше её живых свидетелей — ветеранов, воевавших и
победивших в самой страшной войне XX века. В народе говорят, что человек жив,
пока жива память о нём,
о его делах, о его подвиге! Именно памятники и мемориалы солдатам, отдавшим
жизни за нашу Родину, напоминают ныне живущим о той страшной цене, которую
пришлось заплатить нашему народу за мир на земле, за само право жить.
6 группа
Воинские памятники и захоронения для нас,
наследников Великой Победы, это не просто память и признание павшим воинам, это
жизненный стержень, которых ведёт нас к новым свершениям и победам.
Благоустройство памятников и мемориальных
комплексов позволит укрепить связь поколений и наглядно продемонстрировать
значимость Победы в Великой Отечественной войне для народа.
И не важно, большой это мемориал или
сельский памятник землякам, не вернувшимся с той войны. Важна народная память и
готовность беречь её и передавать
будущим поколениям. Насчитывается
более 100 тыс. памятников Великой Отечественной войны. Почти в каждом большом
городе есть мемориальные комплексы с Вечным огнём, стелами.
Двести шестьдесят два памятника истории и
культуры числится только в Донецке. Из них три - жертвам фашизма, тридцать семь
- братских могил. Все они сохранены и поддерживаются в надлежащем виде властями
города.
7 группа
Рассказывают о памятниках города Енакиево
Памятник
генералу Ватутину Николаю Фёдоровичу установлен в городе Енакиево Донецкой
области. Находится: Донецкая
область, г. Енакиево, во дворе школы № 38. Николай Фёдорович Ватутин (1901 – 1944 гг.) — советский
военачальник, генерал армии (12 февраля 1943 года), Герой Советского
Союза (15 апреля 1965 года, посмертно). 1
марта 1944 года во время одной из поездок по фронту Ватутин Николай Фёдорович был тяжело ранен и скончался в Киеве. В
час погребения генералу армии Ватутину была отдана последняя воинская почесть
- в Москве прозвучал салют в двадцать четыре залпа из двадцати четырех
орудий. Николая Фёдорович Ватутина
похоронили в Киеве, на высоком берегу Днепра. Николаю Фёдоровичу Ватутину посмертно присвоено звание Героя
Советского Союза. |
8 группа
Открытие памятника Героям
Советского Союза приурочили к годовщине Победы - 9 мая
2012 года. К этому моменту на памятник, по кругу, были установлены чёрные гранитные таблички с портретами и именами Героев. Находится: Донецкая область, г. Енакиево, площадь Ленина.
Тысячи жителей Енакиево
воевали с фашистскими оккупантами. За годы Великой Отечественной войны 31
житель города был удостоен звания Героя Советского Союза. Все они были
представлены на Аллее Славы города, которая располагалась на центральной
площади напротив горсовета.
В 2011 году началась реконструкция площади.
Аллею убрали, в связи с расширением пешеходной дорожки, и заложили тротуарной
плиткой, а в центре площади отлили железобетонную пятиконечную звезду.
Среди Героев Советского Союза есть и наш лётчик-комонавт Береговой Георгий Тимофеевич.
9 группа
Памятник героям-лётчикам установлен в сквере в
городе Енакиево Донецкой области. В память обо всех аэроклубовцах, которые
сражались в небе в годы Великой Отечественной войны — в 1985 г, в сквере по
проспекту Берегового был открыт мемориал погибшим аэроклубовцам по проекту
главного архитектора г. Енакиева — А. В. Винокурова. Находится: Донецкая область, г.
Енакиево, проспект Берегового, в сквере.
Главной деталью архитектурного
ансамбля памятник героям-лётчикам является боевой самолёт, который
как бы пробивает стальную стенку, что символизирует стойкость и мужество
лётчиков.
4.Чтение стихов о войне, о Дне
Победы
Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне
(Стихотворения
смотреть в Приложении)
V.Закрепление изученного
материала.
1.Прослушивание песни-музыки
«Синий платочек -Т.Буланова»
https://www.youtube.com/watch?v=ZA0RIhXdOPg
https://www.youtube.com/watch?v=wrTK0xGT9NA
- Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь
и давайте мысленно перенесёмся в волшебный мир победы и радости. Полюбуемся красками дивной песни, поздороваемся с победителями на улице. Послушайте, как удивительно и сказочно звучит и переливается песня. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Вдохните
глубоко эти дивные
звуки!
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните
вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть
весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек,голубизну неба. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего
настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На
счёт «5» – вы откроете глаза. Вокруг вас царит спокойствие и гармония. И пусть так будет всегда!..
– Что вы чувствовали, когда слушали песню?
– Возможно, кто-то услышал какие-то звуки? Какие именно?
– Какие чувства вызывают у вас такие песни?
Танец (1 куплет песни).
2.Интерактивные упражнения.
Даты в истории
Скриншот упражнения
https://learningapps.org/9244256
Скриншот упражнения
https://learningapps.org/9251076
3.Интерактивная игра.
Скриншот игры
4.Работа с флеш-картами.
Соединить разрезанные карточки. Чья группа быстрее?
5.Работа с презентацией.
https://sway.office.com/BkPsZSTTmMu4AVJZ
Скриншот презентации
Обучающиеся садятся в пустое кресло и высказывают свои
мысли о необходимости проведения Уроков Победы в школах.
7.Упражнение «Философский стол» Обучающиеся высказываются о Дне Победы и т.д.
Говорят 2 - 4
строчками из стихотворений о Великой Отечественной войне, делая выводы.
VI. Домашнее задание.
Написать сенкан о Дне
Победы.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
(Оцениваю защиту мини—проектов, работу на уроке, активность и т.д.)
Видеоклип песни День Победы. Журавли (композитор
Ян Френкель, стихи Расула
Гамзатова)
https://www.youtube.com/watch?v=1-6wWCsWLOU
Приём «Зачем это…?
-Нужны ли такие
уроки?
-Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
Поздравляю всех присутствующих с Днём Победы.
Caйт Саnva Плейкаст
Скриншот открытки
Весь материал к уроку предлагается на блоге блоггер
https://pobedniyblog.blogspot.com/
Скриншот сайта
Список использованной литературы
1.Алтарь Победы (Государственная граница. Блокада.
Реквием погибшему каравану. Генералиссимус. Нормандия-Неман. Оборона Одессы. В
бой идут одни асы. Горячий снег Сталинграда. Жди меня. Битва за умы. Катюша.
Тихие зори. Секретный фарватер. Торпедоносцы. Партизаны. Севастополь. Смерш.
Оружие победителей. Помнить себя. Штрафбат. Каратели. Таран. Шарага. Щит и меч
страны. Сыновья полка. Передел Европы. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин. Суд
Истории. Битва за Маньчжурию. Парад
победителей) https://www. youtube.com/playlist? list=PL7Cos-S31zYY7xuWX9-lcrMTSMzA0nJ5Q
2.История России, XX — начало XXI века. 11 класс : учеб.
для общеобразоват. учреждений: профил. и базовый уровни / [А.О.Чубарьян,
А.А.Данилов, Е.И. Пивовар и др.); под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук.
Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 5-е изд, дораб. и доп. — М. :
Просвещение. 2011. —302 с.: ил., карт.— (Академический школьный учебник)
3. Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/index.htm
4. Виртуальный музей русского и советского плаката:
советские плакаты 1940-1945 годов и других периодов:
http://www.sovietposters.ru/.
5. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.
Аннотированный библиографический указатель. https://olden.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1225226/
6. Российское военно-историческое общество.
http://histrf.ru/ru/rvio.
7. Сборник материалов к курсу «История Отечества»
(региональный компонент), «Уроки гражданственности Донбасса» (5-11 классы) /
Сост.: Хаталах О.В. –Донецк: Истоки, 2017. – 60 с.
Ресурсы
3.
https://infourok.ru/soobschenie-na-temuparad-pobedi-goda-2985442.html
4. http://ens.mil.ru/science/sociological_center/army_in_numbers/more.htm?id=11933495@cmsArticle
6.https://infourok.ru/p-r-e-z-e-n-t-a-c-i-ya-donbass-nepokorenniy-o-pamyatnikah-donecka-850369.html
7.
https://www.shukach.com/ru/node/19737
8.https://ukraina.ru/digest/20190728/1024359774.html
9.
https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic1262497.html
10.https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/138528
11.https://www.youtube.com/watch?v=V3QDfioZn2I
12.http://donjetsk.com/news_n/2133-memorial-u-shurfa-shahty-44-bis-fotootchet.html
13.
https://www.youtube.com/watch?v=eatTmh78kRE
Приложение
1.Стихотворения для конкурса
Юлия Друнина «Бинты»
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать
приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Константин
Симонов «Жди меня и я вернусь…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Римма Казакова «На фотографии в газете…»
На фотографии в газете
нечётко изображены
бойцы, ещё почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем —
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя, —
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.
Забыть
тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою, —
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зелёная трава.