Добро пожаловать в мир моего блога!История — мост между наукой и искусством. Н. Реймерс

Урок "Нравственные ценности"

                                                      

ГОУ ДПО «Донецкий  республиканский институт

 дополнительного педагогического  образования»

 

 

Республиканский  конкурс «Донецкий  урок»

Номинация «Мультикейс»

Макросфера « Воспитай  в  себе гражданина  Донецкой  Народной   Республики»
Микросфера  «Учимся  жить  среди  людей »

Тема  урока: Нравственные  ценности

Тип урока: комбинированный

Форма работы :

7 класс

Скоблей  Лидия  Степановна

учитель  украинского  языка  и  литературы,

учитель высшей категории,

учитель-методист

учитель  курса «Уроки   гражданственности   Донбасса»

МОО « Специализированная   школа-

Лицей  информационных  технологий  г.Енакиево »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

Пояснительная   записка

     Современный   мир   быстро меняющийся. Меняются взаимоотношения  в обществе, поэтому  от  подрастающего  поколения  необходима  стремительная приспособляемость  к  новым  условиям  жизни. Появляется очень важная проблема,  как   нам  сохранить  лучшие  нравственные  качества  учащихся. Важнейшей  целью  современного  образования  является  воспитание  нравственного,  ответственного,  инициативного  и  компетентного  гражданина  Донецкой  Народной  Республики.         Духовно-нравственное  развитие  гражданина  ДНР - это  процесс   последовательного  формирования  способности  человека   сознательно  выстраивать  и  оценивать отношение  к  себе, другим  людям  на основе  общепринятых  в обществе  моральных  норм  и  нравственных  идеалов.

  Гражданственность  предполагает  овладение  и  реализацию  учащимися  своих  прав и обязанностей  по отношению  к  самому себе, своим родителям, одноклассникам,  коллективу, родному  краю, Донетчине  и т.д. Эти  проблемы  не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать активного  и  глубоко  морального  гражданина  своего  края, а не стороннего  куратора. Развивая  гражданина,  необходимо  видеть в  нём  настоящего человека. Именно поэтому  гражданин  с  педагогической  точки  зрения – это  исключительная   личность, которая   обладает  духовно- нравственным  и  правовым  долгом.

     Задача  педагогов – создать  такие  условия, которые  бы  позволили обучающимся  на  практике  проявить  свою нравственность  и  моральные принципы,  дать возможность  почувствовать    нужным  своему  краю, городу, родной  школе.

   Таким  образом, актуальность  разработки  учебно-воспитательного  курса «Уроки  гражданственности  Донбасса»  и  конспектов  по этому  курсу обусловлена  требованием  времени.

            Именно поэтому есть  необходимость в разработке новых школьных курсов  и  уроков  воспитательной   направленности, которые  сочетают  в  себе информативность, научность, личностный  подход, связь с  другими предметами, в  доступной  форме  объясняют  учащимся   необходимость   знать  нравственные  ценности, морально-этические  правила  поведения   в обществе,  школе, дома  и т.д.  Именно  эти  задачи   я  ставила  перед собой , когда  создавала  конспект  урока  по  курсу « Уроки   гражданственности   Донбасса »  в  7 классе  по теме «Нравственные ценности». При написании  конспекта   урока  старалась спланировать работу так, чтобы всё  использовалось  целесообразно теме урока  и поставленным задачам и поэтому применяются   инновационные    методы  и технологии  работы  на  уроке, используется  мультимедийная  доска, разнообразные  виды  творческой  работы. Конспект  этого  урока  разработан  на основе  личностно-деятельностного  подхода к  обучению, при  котором учитель  является  консультантом, советчиком, координатором  учебного процесса  учащиеся  самостоятельно  добывают  знания. Особый   упор  сделан на  нравственное   и  морально - этическое   воспитание. 

 

                                                                    Класс   7  класс

Макросфера « Воспитай  в  себе гражданина  Донецкой  Народной   Республики»
Микросфера  «Учимся  жить  среди  людей »

Тема  урока: Нравственные  ценности

 Для  этой  темы  предусматривается - 1 час

    Цели  урока:

ü    Углубить  представление  учащихся  о  нравственной   категории  добра  и честности, о их   значении в  жизни  человека  и  в  межличностных  отношениях.

ü    Объяснить  учащимся, что  такое  нравственные  ценности  и  какова роль добра  и  зла  в  жизни  и  поведении  человека.

ü    Работать  над  развитием   внутреннего   мира  учащихся.

ü    Работать  над  развитием  коммуникативных, творческих  и  социальных компетентностей.

Задачи  урока:

Образовательные:

ü     Обеспечить в  ходе  урока усвоение и  закрепление   понятий  нравственность и нравственные ценности.

ü     Углубить  представление  учащихся  о  нравственной  категории  добра, о его  значении в  жизни  человека  и  в  межличностных  отношениях.

ü    Объяснить  учащимся, что  такое  нравственные  ценности  и какова роль добра  и  зла  в  существовании  и  деятельности  человека.

ü    Охарактеризовать  основные  пути  и  методы  сохранения  нравственных ценностей общества.

Развивающие:

ü Способствовать развиватию  представления  учащихся  о  таких  понятиях как  добро, зло, доброта,  моральный  поступок, бескорыстие.

ü  Работать  над  развитием   внутреннего   мира  учащихся.

ü  Работать  над  развитием  коммуникативных, творческих  и  социальных компетентностей.

ü Развивать  у  учащихся  творческие  навыки.

ü  Развивать  коммуникативную  культуру учащихся.

ü Развивать познавательный интерес учеников.

Воспитательные:

ü Воспитывать у обучающихся  нравственные социально  значимые  качества  личности.

ü Вырабатывать  положительные  навыки  поведения у учащихся.

ü Воспитывать  в  учащихся   доброжелательное   и  дружелюбное  отношение  друг  к  другу.

Формируемые  УУД:

ü Метапредметные: развивать  умения  точно  и  грамотно  выражать  свои мысли,  принимать  и  формулировать    проблему; видеть  особенности хорошего  поведения   учащихся, использовать  изученные  понятия  в  речи.

ü   Коммуникативные: излагать  правильно  своё  мнение о нравственности, аргументировать  его,   подтверждая  фактами  из   своей жизни.

ü Личностные: осознавать необходимость уметь  оценивать уровень своей нравственности.

 Используемые   методы  и  технологии  обучения: интерактивная  игра «Поделись  своим  позитивом»,  метод «Предсказание»,  использование  видеоклипа, ассоциативная разминка - Метод «Мозговой  штурм» , работа над понятиями, словарная работа , работа с тетрадью, комментированный просмотр  мультимедийной  презентации, использование социального ролика, творческая работа, беседа по содержанию, словесное  рисование, ассоциативный  куст, слово  учителя,сенкан , работа  в  группах, игра « Ты – мне,  я – тебе » , составление колажа,  работа с нетбуками, работа  с  сайтом  learningapps. org, работа с памяткой, метод «Рефлексия».

 Формы  организации  познавательной   деятельности   обучающихся : фронтальная  и  индивидуальная, групповая.

 Перечень  необходимых  технических   средств  и  наглядности: мультимедийная  доска,  ноутбук, социальный  видеоролик, презентация, компьютер, нетбуки .

 Перечень   используемых   дидактических   средств:  карточки, справочники,  памятки, мультимедийная доска, слайды, видеоролик,  интерактивные  упражнения  на  сайте  learningapps.org  .

Структура  урока.

I. Организационный  момент.

1.Интерактивная игра.

II. Актуализация   опорных   знаний.

1.Просмотр клипа песни о добре.

2. Метод  «Предсказание».

3.  Работа с эпиграфом  к уроку .

4.Ассоциативная разминка.

III. Изучение   нового   материала.

1.Словарная  работа.

2. Работа в тетради

3.Слово  учителя.

4.Просмотр ученического видео

 5.Работа с притчей

5.Просмотр социального  ролика

6.Чтение  наизусть стихотворения  о  добре                                              

IV. Закрепление   изученного   материала.

1.Знакомство  с притчей

2. Знакомство с   рассказом     Василия Сухомлинского (с творческим  заданием для  учащихся)

3.Работа над творческим  заданием

4.Беседа  по  содержанию рассказа

5.Словесное  рисование   

6.Метод  « Сенкан »  

7. Игра « Ты – мне,  я – тебе »

8.Составление  учениками  колажа

9.Работа с  нетбуками

10. Работа  с  памятками

V. Подведение  итогов. Рефлексия .

 Видеоклип  песни

VI. Домашнее   задание.

Полный   конспект  урока  в   форме   технологической   карты.

 

 Название  этапа урока Дидактические цели элементов урока

    Содержание

этапа

    Деятельность

учителя

   Деятельность

учащихся

  Форма работы

 

I.Органи-

зационный  момент.

  Учитель настраивает учащихся  на работу  на уроке, настраивает  на  положительные эмоции и хорошее настроение во время разговора о нравственных ценностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читая высказыва-

ния о милосердии,

нравственных ценностях ученики  получают определённые эмоции и моральные качества.

 

1.Интерактивная  игра «Поделись  своим  позитивом».

    Главные  высказывания  по теме урока  написаны  на  слайдах на мультимедийной  доске.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся, -

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

             Ф.И.Тютчев.

 

Милосердие-одно из свойств Божественной мудрости.

Д.Петерс

 

Жизнь нуждается  в милосердии,

Милосердием мы  бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то  снова  в  тисках беды.

Жизнь  нуждается  в сострадании,

Наши  души-как топоры…

Слишком  многих  мы словом  раним,

Позабыв, чт о слова остры.

      А.Дементьев

 

 Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать,то это едва ли милосердие.

   Л.Н.Толстой

 

Милосердие начинается с собственной семьи,но не заканчивается на ней.

Т.Фуллер

 

Милосердие окрашено чувством уважения к человеку.

А.Злобин

Милосердие-это готовность бескорыстно помогать, это деятельное сострадание. Это умение и понять ,и принять, это желание оправдать,…несмотря ни на что.

Епископ Пантелеймон

 

  Делать добро не так легко, как кажется

Епископ Пантелеймон

 

Каждый милосердный поступок-это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Г.У. Бичер

 

 

- Посмотрите  друг другу  в  глаза  и передайте  взглядом свою любовь  всем своим   одноклассникам.  А теперь  возьмитесь  за руки   с  соседом  по парте  и  поделитесь своим   теплом   и хорошим   настроением   друг  с другом.

 

 

 

 

 

Учитель предлагает учащимся  прочитать  главные высказывания по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает сделать вывод по главным словам урока

   Ученики приветствуют

учителя  и  проверяют

свою  готовность   к уроку.

  Ученики  выполняют  просьбу учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  читают эти высказывания к  теме урока на мультимедийной доске ( по очереди)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  делают  выводы                           по словам, которые им ближе по   душе, эмоциям.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Актуализа

ция  опорных знаний

 

Учитель настраивает учащихся на положительные результаты  урока  и предлагает просмотреть клип песни о добре .

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ученики  по словам  на слайдах пытаются угадать тему урока  и определить его  задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики обязаны  подобрать  ассоциации к слову  добро

1.Просмотр клипа песни о добре

 Звучит  песня  (клип)

https://www.youtube.com/ watch?v=OjkBYN_DC38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Метод  «Предсказание».

Слова  на  мультимедийной  доске:

 


Нравственность, ценности, притча

 

3.  Работа с эпиграфом  к уроку  (на  мультимедийной доске)

 

 

 

 


«Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра».

(Б.Пастернак)

 

 

 

 

4.Асоциативная разминка. Метод «Мозговой  штурм». «Ассоциативный  куст».

 

 

Учитель  предлагает просмотреть  клип о добре.

 

 

  Учитель интересуется  впечатлениями учеников  от  клипа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель задаёт вопросы к ученикам (исходя из использованных слов)

- Какая  тема  нашего  урока?

  чём мы  будем  говорить на уроке?

-Каких  мы  ожидаем  результатов  от урока?

 

 

-Как вы понимаете  смысл слов  эпиграфа?

-Придёт ли  такая пора, в которую верит автор?

 

 

 

 

 

 

И мне хотелось бы начать наш урок с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных и прилагательных, которые  у вас ассоциируются   с  этим  словом. Для  разминки предлагается  слово «Добро» (учащиеся приводят  свои  слова-ассоциации  с  этим словом)

 

 

   А  потом ученик читает стихотворение о  нравственности.

 

Дорожите  счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите.

Радуги, рассветы, звёзды  глаз –

Это всё  для  вас, для вас, для  вас.

Услыхали  трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните  время. Ни к чему.

Радуйтесь  вот  этому, ему!

Красоту  увидеть  в некрасивом,

Разглядеть  в  ручьях разливы  рек!

Кто  умеет  в  буднях быть  счастливым,

Тот и  впрямь счастливый  человек.

 

 

 

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Ученики подбирают существительные и прилагательные к слову добро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

(но каждый индивидуально  подбирает слова и отвечает)

ІІІ.Изучение нового материала

 

Учащиеся пытаются объяснить значение слов, а правильный ответ  вытягивают за стрелку на мультимедийной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся обязаны записать  все выученные слова в тетради

 

 

 

Учитель   знакомит  учеников с удивительной страной нравственных ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На видео все виды нравствен-

ных ценностей, учащиеся их оценивают

 

Идёт обогащение учащихся знаниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается речь учащихся

 

 

 

 

Ученикам предлагается  просмотреть социальный ролик с целью  оценивания  добрых поступков в жизни

Учащиеся слушают стихотворение  о поступках семьи ,оценивают их, делают выводы.

 

Проводится работа над  развитием выразительно чтения учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Закреп-

ление изученного материала

 

Знакомство с притчей должно помочь учащимся  распознавать  людей по нравственным поступкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот вид  работы помогает развивать творчество учащихся и оценить поступки других учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается речь учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Это задание развивает творчество  учащихся, нестандартное мышление   и неординарность

 

Развивается мышление учащихся и их речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обязан работать над развитием речи учащихся

 

 

 

 

 

 

Эта работа  предполагает  развитие творчества  учеников

 

 

 

 

 

Учитель  разнообразит работу на уроке  игровыми моментами, развивая речь  и словарный запас  учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся готовили дома пословицы и самостоятельно  обогащали свои  знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идёт проверка полученных  на уроке знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это задание  способствует в игровой форме проверит  учебный метериал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Словарная  работа.

(на мультимедийной доске появляются  такие определённые  слова)

Нравственность

( учащиеся  по-своему  объясняют   значение  слова, а  за стрелку  на мультимедийной  доске вытягивают  правильный  ответ)

Нравственные  ценности - (учащиеся  объясняют   значение  слова, а  за стрелку  на мультимедийной  доске вытягивают  правильный  ответ)

    Нравственность — моральное  качество человека, некие  правила, которыми руководствуется  человек  в  своём  выборе. Термин, чаще всего   употребляющийся в  речи  и  литературе  как  синоним  морали, иногда — этики. В  ряде философских  систем понятие   нравственности обособляется  от  морали, хотя  такая ...

     Нравственные (моральные)  ценности — это  этические идеалы, высшие принципы  человеческой жизни. В  качестве нравственных  ценностей у  всех  народов почитаются  честность, верность, уважение  к старшим, трудолюбие, патриотизм.           

 

2. Работа в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Слово  учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Просмотр ученического видео

 

 

 

 

 

5.Работа с притчей                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Просмотр социального  ролика

https://www.youtube.com/watch?v=_aNc17QJmMg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Чтение  наизусть стихотворения  о  добре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Знакомство  с притчей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Знакомство с   рассказом     Василия Сухомлинского (с творческим  заданием для  учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа над творческим  заданием (ученики  должны придумать  своё окончание   рассказа В.Сухомлинского)

 

 

 

 

4.Беседа  по  содержанию

рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Словесное  рисование    слов  честность, добро

           

 

 

 

6.Метод  « Сенкан »   (составить                                                         стихотворение  из  пяти  строк)

 

 

 

 

 

. Игра « Ты – мне,  я – тебе » (пословицы  о  нравственности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Составление  учениками  колажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Работа с  нетбуками (работаем  с  нетбуками  на   сайте   learningapps. org )

 

 

 

 

 

 

10.Игра »Самый умный»

 Учитель  проводит словарную  работу  над словами

 Нравственность –

Нравственные ценности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учитель   предлагает записать  определения понятий  для  урока (эти  определения  на слайдах  на мультимедийной  доске)

 

 

 

Вы сейчас открыли волшебную дверцу в мир нравственных ценностей , в страну, где полновластный правитель – честность, верность, уважение к старшим , трепетное сердце. Этот волшебный мир  поможет вдруг остановиться и задуматься, а кому-то вырваться из жизненных  проблем и  вранья. Именно нравственные ценности  затрагивают сокровенные струны человеческой души, заставляет сопереживать, задуматься, оценить себя и т.д.

 

Учитель предлагает просмотреть  видео учащегося

 

 

 

Учитель  рассказывает  ученикам  притчу

Притча  «Круг  радости».

  Однажды крестьянин, живший недалеко от монастыря, подошёл к его воротам и энергично постучал в них своей мозолистой рукой. Когда  привратник отворил, он показал ему большую гроздь сочного винограда:

- Брат-привратник, - сказал крестьянин, - знаете, кому я хочу подарить этот чудесный виноград?

- Может, настоятелю или кому-нибудь из старших отцов монастыря?

- Нет! Вам!

- Мне?! - монах даже покраснел от удовольствия. - Хотите дать его именно мне?

- Конечно! Вы относились ко мне по-приятельски и всегда помогали мне, поэтому я хочу, чтобы вы насладились этим виноградом.

Монах положил виноград на тарелку и поставил её на стол. Он долго-долго смотрел на него: какой красивый и вкусный виноград!

Но вот у монаха промелькнула мысль: «Почему бы не отнести эту гроздь настоятелю, чтобы и его порадовать?»

Он взял тарелку с виноградом и понёс её настоятелю.

Настоятель действительно искренне обрадовался, но припомнил, что в монастыре живёт старый и больной монах, и подумал: «Отнесу ему этот  виноград.  Пусть он хоть немного порадуется». 

И гроздь винограда попала в келью немощного монаха. Но и там виноград долго не задержался. Старец подумал, что виноград наверняка понравится повару, который работает целый день, и передал виноград ему.

Но повар послал виноград монаху-пономарю, а тот понёс виноград самому младшему брату, который решил подарить гроздь другому монаху. И так от монаха к монаху виноград снова вернулся к привратнику. Так замкнулся круг. Круг радости.

 

 Учитель задаёт вопросы  по содержанию притчи:

-О чём  этот  социальный  ролик?

-Как  его просмотр  повлиял  на  вас?

 

Учитель предлагает оценить  социальный ролик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель говорит о том, что многие  писатели касаются темы добра, честности, порядочности - разнообразных нравственных качеств человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  рассказывает  притчу

 «Притча  о  том, как научиться  видеть  во всём  хорошее».

   В одной семье росли два мальчика. Они были одного возраста. И так случилось, что даже День рождения у них был в один день. Только один мальчик был родной ребёнок в семье, а второй – нет. Родного мальчика родители очень любили, они всегда его баловали. Ему покупали самые лучшие игрушки, самую хорошую одежду, всегда его холили и лелеяли. А приемного мальчика они страшно не любили и всегда хотели сделать ему какую-нибудь гадость. А между тем,     родной мальчик рос вредным, капризным ребёнком. На улице с ним всегда случались какие-нибудь неприятности. В руках у него всё ломалось. Все соседи его не любили. А вот второй мальчик, несмотря на отношение к нему его приёмных родителей, рос очень добрым, отзывчивым ребёнком. И сама судьба улыбалась ему. Казалось бы, у  родного привилегий гораздо больше, но в жизни ему всегда не везло. Все вокруг очень удивлялись: «Почему дети такие разные?» Однажды на очередной День рождения мальчиков родители купили любимому ребёнку большую деревянную лошадку и очень красиво её упаковали. А нелюбимому ребёнку они ничего не  купили и подарили пустую подарочную коробочку. Когда мальчики стали распечатывать подарки, то все очень удивились их реакции. Любимый ребёнок распаковал подарок, увидел деревянную лошадку и разгневался: «Почему мне подарили неживую лошадку», - кричал он и топал ногами, при этом слёзы текли у него из глаз. Он был не доволен подарком, родителями, гостями, ничто его не радовало. А нелюбимый мальчик, распаковав свой подарок, очень обрадовался. «Спасибо! Мне подарили живую лошадку, просто она ушла погулять!» - улыбка озаряла всё его лицо. Он искренне радовался своему подарку, был благодарен родителям, судьбе за всё, что с ним происходит. И весь вечер приглашённые дети радостно играли с ним в гостиной. А своего любимца родители ещё долго успокаивали в другой комнате ...                        

   Улыбнись Миру, и он улыбнётся тебе в ответ!  Плачь, и ты будешь плакать один.

                                        

 

Показываю  на мультимедийной  доске  портрет  Василия Сухомлинского.

В.Сухомлинский

Простите, дети, я опоздал.

     Было холодное утро. Срывались снежинки. С севера веял холодный ветер.

  Мы пришли к школе на рассвете. В классе было тепло. Мы разулись и грели ноги у печки.

     Зазвенел звонок. Мы сели на места. Прошла минута, другая. Учителя не было. Мы послали Нину – она в классе старостой: пойди в учительскую, узнай, почему нет учителя.

   Через минуту Нина возвратилась и сказала:

- Иван Петрович заболел. Директор сказал, чтобы мы шли домой.

- Ура! – закричали мы все, невыразимо радуясь. – Ура!.. Уроков не будет!.. Учитель заболел.

   Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович.

                  

Учитель интересуется  у учащихся, почему ученикам было  стыдно поднять глаза? (предлагает  дописать свой  вариант окончания   рассказа)

 

 

 

Учитель предлагает придумать окончание рассказа

 

 

 

 

 

 

 

(Запорошенный снегом, утомлённый. Мы замерли от неожиданности. Сели, наклонив голову.

Иван Петрович подошёл к столу.

- Простите, дети, - тихо сказал он. – Заболел я немного, но всё же решил идти в школу. Опоздал немного…

Он разделся тут же, в классе. Сел за стол, посмотрел на нас.

А нам стыдно было поднять  глаза)

 

 

 

 

 

 

Учитель  задаёт  вопросы   по    содержанию  рассказа.

- Какая погода была  на улице?

- Когда  ученики пришли  в  школу?

- Кого послали  в учительскую?

- Почему?

- С  какой  новостью пришла староста?

- Как  мы   отнеслись  к ней?

- Кто  вдруг  вошёл  в класс?

-   Продолжите  рассказ.

- Сравните  с оригиналом. 

 

 

-Как вы себе представляете  эти  слова?

- Какими  словами  вы их  нарисуете?

 

 

Учитель  даёт  задание ученикам  написать сенкан  о добре. Учитель подводит  итог, оценивает творческую работу учеников.

 

 

Учитель предлагает поиграть в игру «Ты - мне , я –тебе».

Учитель  читает  свои  пословицы.

 

Герой умирает раз трус тысячу раз

С миру по нитке голому рубашка

Нравственность — это разум воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает учащимся  составить колаж  из  «нравственных  слов»  (на  ученических  столах  лежат   цветные листочки  с  написанными   словами о  добре  и т. д.( по группах)

 

    Учитель называет закладку на сайте   и предлагает поработать самостоятельно всё то, что учили на уроке

https://learningapps.org/446565

   

 

Учитель  на мультимедийной доске открывает задания                                            

 Учащиеся  объясняют   значение  слова, а  за стрелку   на  мультимедийной доске  вытягивают правильный   ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  

 

Учащиеся записывают  в  тетради  определения этих   понятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают его

 

 

 

 

 

 

Ученики  слушают притчу, оценивают её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Ученики  отвечают  на  вопросы  учителя

(каждый  ученик высказывает  свою точку  зрения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  читают стихотворение ( по очереди заранее подготовленные  ученики читают  наизусть

  Кто лучше?!

 

     1.Однажды вечером в кругу одной семьи, 
Ш
ёл разговор сердечный откровенный: 
Что каждый подарил бы в знак любви 
Спасителю сошедшему на землю? 


2.Отец сказал: "Нет в мире ничего, 
Чего достоин Он любвеобильный! 
Я ноги бы в слезах омыл Его, 
Уставшие от стезей мира пыльных." 

3."А я бы ложе лучшей простыней 
Усталому Спасителю покрыла, 
Чтобы наш
ёл Он отдых и покой," – 
С улыбкой нежной мать проговорила. 

4.И только мальчик маленький молчал, 
Задумчиво глядя во тьму, в окошко. 
"А ты бы что, сынок, Иисусу дал? – 
спросил отец - Скажи нам честно, крошка." 

5.Ответил тихо мальчик: "У меня 
игрушка есть для сердца дорогая, 
Из плюша я отдам Христу коня." 
И рассмеялась вся семья родная. 


6.Смеялись долго... Вдруг раздался стук. 
Дверь отворилась. Все умолкли сразу. 
В глазах отца семьи блеснул испуг: 
Вош
ёл унылый бомж в одежде грязной. 

7.В опорках ноги, из прорех торчат 
Ступни немытые. Небритый, некрасивый. 
Униженность в осанке и в очах. 
"Что нужно вам?" - спросил отец брезгливо. 

8."Нельзя ли мне в сарае вашем ночь 
поспать?" - спросил униженно бездомный 
" Нет, нет!" - сказала мать – 
"Ступайте прочь! 
Мы на ночь не пускаем незнакомых". 

9."Постойте, дядя!" - мальчик закричал, 
Слезу смахнув ладошкою украдкой.- 
"Я Богу дать лошадку обещал... 
Возьмите, дядя, хоть мою лошадку!..." 

10.Калитка тихо скрипнула опять, 
Семья сидеть осталась тесным кругом, 
Но глаз не смели ни отец, ни мать 
На мальчика поднять; ни друг на друга. 

11.Мы часто в жизни не жалеем слов, 
Красивых слов, напыщенных ничтожных. 
На деле познаются лишь Любовь 
И Доброта, слова без дела ложны
.

 

 

 

Ученики оценивают    содержание притчи, задают вопросы друг к  другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учащиеся  слушают  рассказ  Василия Сухомлинского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

 

Ученики придумывают  своё продолжение рассказа В.Сухомлинского,  а потом сравнивают   с оригиналом.

 

 

 

 

 

 

Ученики  отвечают на  вопросы   учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  словесно рисуют  слово

честность, добро

 

 

 

 

 

Ученики в рабочих тетрадях пишут сенкан, а потом вслух читают их.

 

 

 

  

 

Ученики  заранее подготовили  дома пословицы  о добре, порядочности, честности.

Ученики  ряд - ряду  называют пословицы. Делают выводы.

 

(Пословицы написаны на карточках)

 

Правда гневна, да Богу мила.

Хоть гол, да прав (или: да исправен).

Правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла. Стать на правду.

Правда рогатиной (или: копылом) торчит.

Честных почитай, а гордых презирай.

На деле прав, а на дыбе (т. е. на пытке) виноват.

Честно поднес — под самый нос.

Честна милостыня во время скудости

Береги честь смолоду

С миру по нитке, голому рубашка.

Не руби сук на котором сидишь.

Не плюй в колодец придется воды напиться.

Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться.

Честна госпожа — честен нрав.

Правда груба, да Богу люба.

Ученики  составляют колаж

 

 Ученики составляют  колаж  о нравственности, добре,

порядочности

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают на сайте с интерактивными упражнениями

 

 

Учащиеся работают и отвечают на задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная (но каждый предлагает своё про-должение)

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводится итог урока, полученных знаний

 

 11. Работа  с  памятками о нравственности

 

 

 

 

   Учитель давал задание учащимся по группам (для учащихся и для родителей) ,чтобы приготовили  Памятки  нравственного поведения .Учитель организует

самостоятельную

работу учеников.

  Ученики   заготовили    памятку  о нравственности . 

  Ученики оценивают памятки  и  делают

взаимопроверку.

Фронтальная

 

 

 

V.Подведе-ние итогов Рефлексия.

 

            Рефлексия.

Продолжите фразу:

– Мне было на уроке интересно, потому что…

– Для меня на уроке главным стало…

– Сегодня я понял, что…

– Главным открытием для меня на уроке было…

-Мне бы ещё хотелось узнать…

 

 

  Учитель  задаёт вопросы  о задачах  на  уроке  и

побуждает к

высказыванию

мнения:

-Чему вы

научились  на  уроке?

  Подводит  итоги   урока, оценивает работу  учащихся.

Песня https://www.youtube.com/watch?v=L149zluMAm4

   Ученики  отвечают на  вопросы  учителя, которые появляются на мультимедийной доске, делают выводы, делают свои предположения и рекомендации.

Фронтальная

 

 

 

 

VI.Домаш-нее зада-ние

 

  Учитель  задаёт домашнее  задание: написать  эссе  или  составить  вопросы  по теме  (на  выбор  учащихся)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Фронтальная

 

Приложения

(раздаточные  материалы, фотоматериалы, аудио  и  видеоматериалы, слайды, рисунки, схемы, графики, таблицы, иллюстрации, презентации, другие материалы, используемые  в  процессе  урока).

                                          Памятка

Духовно-нравственный   портрет   ребёнка

1.Добрый , не причиняющий  зла  живому

2.Честный  и  справедливый

3.Любящий  и  заботливый

4.Трудолюбивый  и   настойчивый

5. Творящий  и  оберегающий  красоту  мира

6.  Стремящийся  к  знаниям  и критично  мыслящий

7. Смелый  и решительный

8. Свободолюбивый  и   ответственный

9. Самостоятельный  и  законопослушный

10. Чувствующий свою связь со своим народом , страной, культурой

11. Бережно   относящийся  к  слову , к  своим  речевым  поступкам

12. Патриотичный  (готовый  поступиться  своими  интересами)

13. Толерантный  ( уважающий  других, не  похожих  на  него)

 

 

 

 Памятка  для  родителей

1.Проявляйте  заинтересованность  к  жизни  и  проблемам  ребёнка, будьте  искренним – подражая ,малыш  очень скоро вернёт это вам.

2.Ваши показные  вежливость  и чуткость  к окружающим  легко распознаются  ребёнком ,  и он учиться лжи и лицемерию.

3.Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливыми к  чужим недостаткам-это будет для вашего ребёнка уроком  доброты и человечности.

 4.Не говорите  о людях неуважительно, плохо. Ребёнок  вырастит и станет отзываться так же о вас.

 5.Поведение – это нравственное  мерило человека. Проявляйте  благородство при любых  обстоятельствах. Станьте  примером для своего ребёнка.

 

 

Перечень  литературы   и  интернет-ресурсов,  использованных  на  уроке

1. Задорожняя Н. О. Жарская Л. М. Современный урок. Интерактивные технологии на уроках // Пособие  – Т.: «Мандрівець». 2011.-134 с.

2..Пометун О. И.  Современный урок // Интерактивные  технологии  обучения// Научно-методическое  пособие - К.:»А.С.К.»,2005.-192с.

3. Селевко  Г.К. Современные  образовательные  технологии  //- М.:1998.-342с.

4.  https://www.youtube.com/watch?v=OjkBYN_DC38

5.    https://www.youtube.com/watch?v=_aNc17QJmMg

6.   https://www.youtube.com/watch?v=69mnxgeSjU4

7.   https://learningapps.org/446565

8.   https://www.youtube.com/watch?v=L149zluMAm4