Работая
с учениками на уроках истории,
обществознания и гражданственности и
духовности Донбасса , при проведении различных воспитательных мероприятий и во
внеурочное время, я постоянно пользуюсь нормативными документами Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики (Государственный
Образовательный стандарт основного и среднего общего образования; обновленными
программами по этим предметам, пособиями, методической и справочной
литературой и другими методическими материалами.
Относительно
недавно в общеобразовательных учреждениях ДНР обучающиеся начали изучать новый
курс «Уроки гражданственности и духовности Донбасса». Изучение данного курса
способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Многие
уроки курса направлены на формирование активной жизненной позиции, тогда как
знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной
поисково-исследовательской работы. Формами работы выступают практические
занятия, традиционные и игровые уроки. В своей работе я использую технологию
критического мышления или проблемный метод, которые позволяют организовать
работу на основе взаимодействия, в ходе которого учащиеся учатся критически
мыслить, анализировать и добывать нужную информацию.
Успешный
тот урок, где царит деловая игра, творческая атмосфера, где желание обучающихся
думать и работать творчески бьёт ключом,
они с удовольствием вступают в диалог с учителем, выражают свои взгляды, дают
оценку всему, что изучается на уроках. Ведь такой урок, как правило, всегда
отличается тем, что он насыщен разнообразными учебными интерактивными
технологиями, методами и приёмами, и каждая из них вызывает у обучающих- ся интерес,
желание учиться. Поэтому надёжным помощником учителя в создании таких
педагогических ситуаций служат новейшие технологии, которые являются не только
источником информации, но и способствуют повышению мотивации обучения,
активности ученика, желание учиться творчески, формируют навыки
самостоятельной, сосредоточенной деятельности; повышают информативность,
интенсивность, результативность образования. Для меня такими помощниками
являются различные сетевые сервисы WEB 2.0, которые способны заинтересовать
учеников, стимулировать и активизировать процесс самого познания.
Современные
технологии помогают сделать любой урок занимательным и интересным. Главное —
грамотно использовать их с методической точки зрения. И начну с очень интересных
материалов, которые я использую на своих уроках- это составление QR-кодов. QR-код позволяет быстро
кодировать и считывать (декодировать)
необходимую информацию :
ü определённые небольшие стихотворения :
ü эпиграфы;
ü определения;
ü понятия;
ü темы урока;
ü викторин;
ü игр;
ü задания для разнообразных
веб-квестов и т.д.
Так на уроке по теме « Я выбираю здоровый образ жизни» я
использую эпиграф , а затем его кодирую, а обучающиеся на телефонах со специальной
программой раскодируют и объясняют его содержание.
День здоровья – праздник большой!
Береги здоровье – всё будет хорошо!
«В здоровом теле – здоровый дух!» –
Эти слова не пустой звук!
Чтоб мудро
жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных
правила запомни для начала:
Ты лучше
голодай, чем что попало есть,
И лучше
будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
Иногда можно использовать сайт https://mycollages.ru/app-creative/. На этом сайте есть возможность
составлять коллажи на любую тему и на
любом уроке. Этот ресурс также пригодиться и для уроков истории , обществознания, гражданственности и
духовности Донбасса.
На этом же сайте можно составить и
кроссенс. Очень интересная технология «Кроссенс». По кроссенсам учатся определять тему урока и объясняют
ассоциации, связанные с этой темой урока. Кроссенс- головоломка нового
поколения, построенная на ассоциациях. Это 9 картинок, их располагают так, что
любая картинка должна иметь связь по
содержанию с другими картинками. Слово «кросcенс» означает «сечение смыслов» и
создан авторами по аналогии со словом «кроссворд». Это прекрасные задачи для
развития логического и творческого мышления.
Если
мы предложим один и тот же кроссенс нескольким обучающимся для разгадывания - ответы будут отличаться.
Если мы дадим задание составить кроссенс
на одну и ту же тему нескольким группам обучающихся - работы будут тоже отличаться. И это хорошо! Кроссенс может
помочь нам открыть нестандартное, креативное, образное мышление у своих учащихся.
Итак,
кроссворды. Составление и разгадывание
кроссвордов на уроках очень нравится обучающимся. Я взяла в
классе по теме « Я выбираю здоровый образ жизни» и «
Человек и природа», и обучающиеся
составили такие кроссворды.
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?edit=5407AFBB8DADF2AU&pin=
D1C B2 7C4
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?
Учитель
должен заинтересовать обучающихся нестандартным подходом к своему уроку, и для
этого я часто использую составление облака слов. Облако слов — это один
из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно
использовать в учебной работе. Сервисов для создания облака слов достаточно много. Есть несколько
сайтов для составления облака слов. В 5 классе на уроке по теме « Я выбираю
здоровый образ жизни » составили такое
облако слов.
https://wordscloud.pythonanywhere.com/
https://worditout.com/word-cloud/888672
Одна из
главных задач преподавателя средней школы
в условиях современной информационной образовательной среды – это внедрение
в учебный процесс современных информационных технологий, которые открывают
обучающимся доступ к нетрадиционным
источникам информации, позволяют повысить
эффективность работы на уроках. И
это, конечно же, составление и
разгадывание ребусов. Составление и разгадывание ребусов можно нестандартно
применять на разнообразных уроках.
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%C2%C5%C6%CB%C8%C2%CE%D1%D2%DC&skip=1&mode=0
Удивительная
возможность для создания интерактивных
электронных учебных материалов на уроки есть
веб-сервис Learning Apps. Он
является бесплатным.
Learning
Apps разрешает образовывать разнообразные
виды интерактивных упражнений ,игр, интересных заданий и викторин с картинками.
Инструментарий
сервиса позволяет организовывать учебные
классы, приглашая в них своих учеников по гиперссылке.
https://learningapps.org/display?v=pvt8fcsdj20- День Победы
https://learningapps.org/display?v=p2mm8thcn19
Здоровый образ жизни
Сервис StudyStack - это для создания всевозможных дидактических материалов. В сервисе можно
создавать электронные карточки (флеш-карты, тесты, вопросы , кроссворды) для проверки
знаний учащихся на уроке. Все эти
материалы можно ещё и распечатать.
Так по истории в 6 классе можно составить
флеш -карты по теме «Феодаль- ная раздробленность
Европы в IX — XI вв. и по этой же теме
на соответствие и цели.
https://www.studystack.com/flashcard-3251431
https://www.studystack.com/picmatch-3251431
https://www.studystack.com/studyslide-3251431
Хочется
познакомить вас шаблонами от
сервиса flippity.
Все они создаются на основе Google таблиц, которые легко превращаются в
дидактические онлайн инструменты для
работы учителя.
Достаточно
зайти на сайт Flippity.net, и мы увидим, как таблицы
Google можно легко превратить в интерактивное упражнение, тренажёр,
флэш-карточки , игры и т.п.
https://www.flippity.net/fc.php?k=1_-FGyFTTCALEdZ8OepIZ0CJwAMiSQthyMIVUuPblbgM
Symbaloo — это удобный сервис для хранения закладок на
интернет-ресурсах.
Это личный рабочий
стол каждого учителя прямо в Интернете. Сервис
Symbaloo позволяет легко и быстро получить доступ к нашим любимым
образовательным сайтам. В последнее время быстро набирает популярность
применение Symbaloo в образовании. Он предоставляет
учителю возможность заранее подготовить
сценарий урока, путём составления своего веб-микса, в котором будут собраны все
ресурсы, документы, презентации, видео необходимые
на любом уроке.
https://www.symbaloo.com/home/mix/13ePC0j0Ji
https://stardisk.xyz/memasiki/?fbclid=IwAR02VKVcF7UOxVFBswgwM_RnxgXCDs18OpDzAn3xOg_3lVKZiDLK4bJCPRc
Составление мемасиков, мемов- очень интересные задания для
учащихся.
http://risovach.ru/generator/jaselpbw
http://risovach.ru/generator/prcdpzft
Сервис Thinglink
уже давно известен педагогам как интересный инструмент для создания интерактивных плакатов.
. Я предлагаю образец интерактивного плаката для одного из уроков на тему
«Человек и природа».
https://www.thinglink.com/scene/1167133379850665987
Линоит (англ. Lino it) – это
бесплатный сервис, работающий в режиме web. Linoit -
виртуальная он-лайн доска.
Современные веб-сервисы предоставляют огромные
возможности для совместной работы учащихся как в школе, так и вне учебного кабинета. Виртуальная доска Linoit,
позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии),
видео, ссылки на файлы различных форматов.
Все
объекты, размещённые на этой доске, могут редактировать и учащиеся. Это очень
интересная и вовлекающая работа.
Padlet — это такая же доска, только
существующая онлайн. На неё мы можем прикреплять заметки, изображения, фотографии,видео,конспект
урока, фрагмент учебника или параграф. Когда доска готова, мы можем поделиться
ей в соцсетях, встроить её на свой блог. Использовать Padlet можно бесплатно.
А конструктор визуальных закладок Wakelet,
который может помочь нам создать коллекцию учебных материалов на заданную тему
из разнообразных источников.
https://wakelet.com/wake/oKcHegLyLAmeAjmAoaQzG
https://wakelet.com/wake/EWrGOd590VsU4KMz_oQ1s
Интересным для
составления нестандартных презентаций есть сайт Sway.
https://sway.office.com/De45CH7ARYuw5BCS - Урок вежливости
https://sway.office.com/BkPsZSTTmMu4AVJZ
- Урок Победы
Renderforest предлагает лучшие онлайн
инструменты для создания
высококачественных видео, презентаций, веб-сайтов с
минимальными затратами времени и усилий. Предлагаю видео по теме «Донбасс -мой родной край».
https://www.renderforest.com/ru/project/34355622/edit
Личный блог учителя (https://duhovnostya-1.blogspot.com/ охватывает ещё одну из важнейших областей учителя. Это и примеры бесценного опыта, открытого теперь реально для всех. В таком блоге можно
организовать своё педагогическое сообщество, поделиться своими
наработками, опытом работы, мастерством,
которое тем ценно, что своим взаимообменом
опыта серьёзно обогащает деятельность
каждого.
https://duhovnostya-1.blogspot.com/
Можно
сделать следующие выводы: использование данных web сервисов – очень интересная и креативная работа учителя на уроках.
Конечно, представленная сегодня сеть web сервисов пока является лишь основой,
на которой будет выстраиваться образовательное пространство, но уже сейчас видны те преимущества, которые открывает
перед учителем эта среда. Никогда ранее не было такой уникальной возможности
настолько тесно объединить всех участников образовательного процесса для
совместной деятельности. Учась и работая вместе, мы создаём не только
образовательную интернет-среду, мы создаём социум единомышленников и, в этом
случае, технологии не разобщают, а объединяют, и это продиктовано самим
временем.
Использование сервисов web 2.0 помогает
педагогам создавать условия для поддержки ученической инициативы и творчества как индивидуально, так
и в группе. В процессе наблюдения педагог узнаёт, что учащийся делает с большим
интересом. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности,
мотивации и способностей обучающегося.