Конспект урока по обществознанию на конкурс
Тема: Для чего нужна дисциплина. Дисциплина – необходимое условие существования общества и
человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя
дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Цели урока:
Образовательные:
ü
познакомить
учащихся с видами дисциплины;
ü
обсудить
проблему ответственности и дисциплинированности;
ü
сформировать
стремление к самовоспитанию и развитию силы воли;
ü самостоятельно формулировать цели
деятельности;
ü учить построению высказывания в устной форме;
ü работать с разнообразной дополнительной литературой,
извлекать необходимую информацию
Развивающие:
ü развитие умений выделять главное
в изучаемой теме;
ü умения работать с дополнительной литературой;
ü развитие мыслительных способностей обучающихся;ü развитие навыков коллективного труда и формирование качеств сильной личности.
ü работать над развитием коммуникативных, творческих и социальных компетентностей;
ü развивать познавательный интерес обучающихся
Воспитательные:
ü способствовать воспитанию
патриотических чувств и активной гражданской позиции, гордости за свою Родину,
за родной народ;
ü воспитывать
у обучающихся нравственные и социально значимые качества личности;
ü формирование уважительного отношения к иному мнению,
иной точке зрения;
ü развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, принятые решения.
Формируемые универсальные учебные действия:
ü
предметные:
ü
научиться объяснять значение
понятий дисциплина, воля,
привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие
соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности
человека;
ü
моделировать последствия нарушения
дисциплины;
ü
устанавливать причинно-следственные
связи
метапредметные:
коммуникативные
ü развивать умения точно и грамотно выражать
свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
регулятивные:
ü формировать способность к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий
познавательные:
ü
осуществлять
расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов;
ü
анализировать,
сравнивать, классифицировать
личностные:
ü
формирование
ответственности за свои решения;
ü
осознание
социального и личностного значения дисциплины, её
роли в жизни человека;
ü
развитие творческих способностей через
активные формы деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок с элементами проекта
Формы организации познавательной деятельности
обучающихся: фронтальная
и индивидуальная, групповая.
Используемые методы и технологии обучения: интерактивная
игра «Поделись своим позитивом», метод «Предсказание», использование
видеоклипа, ассоциативная разминка метод «Мозговой штурм» , словарная работа,
работа с тетрадью, комментированный просмотр мультимедийной презентации,
творческая работа, слово учителя, работа в группах, составление коллажа, работа
с сайтом learningapps. org, метод «Рефлексия».
Перечень необходимых технических средств и
наглядности: мультимедийная
доска, ноутбук, видео, презентация.
Перечень используемых дидактических средств: флеш-карты, интерактивная
доска, презентация, интерактивные упражнения на сайте learningapps.org, сайт Sway.
Ожидаемые результаты: после изучения темы учащиеся должны:
ü Знать, что такое дисциплина , какой
она бывает;
ü Понимать, какую роль играет
дисциплина в человеческом обществе и каковы последствия нарушения дисциплины;
ü Уметь осуществлять поиск информации, выделять главное;
ü Будут уметь формулировать и высказывать собственное мнение.
За две недели до урока класс
делится на несколько групп, и каждая группа готовит своё задание и презентацию
к защите (несколько слайдов).
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Форма
проведения:
проект.
Дидактические
материалы:
Таблицы по теме урока; видео «Дисциплина важна для всех», презентация
к уроку, плакаты и рисунки, приготовленные детьми,
флеш -карты, интерактивные упражнения.
В классе развешаны картинки и проекты
обучающихся на тему: «Дисциплина», работы
обучающихся.
Формы и методы организации учебной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная;
словесные
методы: «Микрофон», «Интерактивные упражнения», элементы проектной работы,
чтение пословиц, чтение стихотворений, чтение отрывка из текста, работа с
учебником, работа в группах;
наглядные
методы: QR–код, «Коллаж», «Мемасики», «Облако знаний», просмотр презентации,
видео, работа с анаграммами, кроссвордами, ребусами.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Обучающиеся садятся за парты,приветствуют учителя и друг друга. Учитель обращает внимание на доску , а на ней в
классе висит QR-код, они сканируют
его телефонами и потом садятся за парты.
Эпиграф к уроку
http://qrcode
s.com.ua/
Пусть станет невозможное возможным.
Пусть станет ближе все, что далеко.
И пусть
все то, что кажется, так сложно,
решается красиво и легко.
Омар Хайям
Учитель
-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в
глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения
на
этом уроке.
Теперь посмотрите на меня.
-Я тоже желаю вам работать дружно, слаженно и открыть что-то новое для себя.
.ІІ. Актуализация опорных знаний
1.Играет музыка-видео.
https://www.youtube.com/watch?v=uFs90T8miEg&ab_channel=AntistressTVMusic
На фоне лёгкой и тихой музыки учащиеся смотрят на интерактивную доску, а на
слайдах написаны пословицы и поговорки, высказывания известных людей о
дисциплине. Учащиеся читают пословицы и высказывания и кратко объясняют их
смысл.
Дисциплина
- мать победы.
А.В. Суворов, русский полководец
Без
дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.
Ф.Ф. Ушаков
«Вы должны стараться дисциплинировать
себя, потому что после определённого возраста никто не будет делать это за вас»
Джиа Мари Каранджи, модель
«Главное — самодисциплина: дисциплина
мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли»
Строгая дисциплина-залог успеха
Ник Перумов, русский
писатель-фантаст. Война мага
Дисциплинированность — похвальное качество.
Эрих Мария Ремарк, немецкий
писатель двадцатого века,
«… дисциплина — штука справедливая,
правильная, и от неё так же никуда не денешься, как от кори…»
Джон Стейнбек, американский прозаик
-Прочитайте, пожалуйста, цитаты и афоризмы. О чём
идёт речь?
Обращаем
внимание на пословицы о дисциплине
Пословицы о дисциплине
· Дисциплину держать, - значит, побеждать.
· Дисциплина - могучая сила.
· Дисциплина - против беспорядка плотина.
· Кто дисциплину блюдёт,
тот вовремя на работу идёт.
· Держи голову уклонно, а сердце покорно.
· Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать.
·
Исполнительность человека славит.
·
Порядок и согласье — первое счастье.
III. Мотивация учебной деятельности.
1.Чтение стихотворения.
Вы, говорите, что я строг...
Но, дисциплина - это ведь основа:
Для музыки, для слов, для строк,
Для построения семьи и дома!
Никак нельзя, прожить и дня,
Без дисциплины, на планете!
Пусть побудит она тебя,
К тому, чтоб рады были дети!
Не осуждайте! Я прошу:
Открытым текстом... С глазу на глаз...
Весь мир, картинками брошюр,
Детьми изучен. Вот какая радость!
Пусть дети отдыхают... Да!
Но, так, чтоб в голове осталась,
Дисциплинарная звезда!
Ну, хоть немного. Малость.
Чтоб понимал ребёнок впредь,
простую жизни аксиому:
Вращается Земная твердь,
По дисциплине, а не по-иному!
-Так,
о чём пойдет речь сегодня на уроке?
- Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине?
Учащиеся
отвечают на вопросы учителя.
2.Работа с тетрадью. Объявление
темы и цели урока, формулировка ожидаемых результатов.
Запишите
тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.
Записывают тему
«Для
чего нужна дисциплина.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Дисциплина, воля и самовоспитание».
Обращаю внимание
на учебник и параграф в нём по теме урока.
Концентрирую внимательность
на доску, на которой размещены иллюстрации к уроку,QR- код, коллажи, кроссенсы, мемасики и т.д., на
виртуальные закладки к уроку https://wakelet.com/wake/3GfnpA6EETYDV6xNrGx8I
Виртуальная доска linoit . http://linoit.com/users/lydiastepanovna2015/canvases/%20%20%20%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%207%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%20
https://stardisk.xyz/memasiki/?fbclid=IwAR02VKVcF7UOxVFBswgwM_RnxgXCDs18OpDzAn3xOg_3lVKZiDLK4bJCPRc
http://risova ch.ru/generator/pxgbnacn
https://sociation.org/labs/wordcloud/#%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0 %BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0
https://www.meme-arsenal.com/create/meme/3339961
(Обучающиеся
при помощи телефонов со специальным программным обеспечением сканируют слова QR- кода и объясняют их смысл).
Прочитайте
эпиграф и ответьте на вопросы.
3.Устная работа
Вопросы
к классу (приём «Открытый микрофон»)
–
Как вы понимаете слова эпиграфа? (Ответы учащихся.)
– О
чём должны помнить дети?
–
Как всё это связано с сегодняшним уроком?
Эти
и другие вопросы мы обсудим с вами на сегодняшнем уроке.
Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации
(солнце с лучиками). Солнышко прикреплено к доске.
(Например, порядок, армия, ответственность,
правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука,
строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)
3.Проверка Д/з.
Мы с вами на том уроке говорили о героях нашего Отечества.
-Как вы думаете, какими качествами
должен обладать военный человек?
(Ответы учеников)
Работа с флеш-картами на нетбуках
Оцениваю работу учащихся
https://www.flippity.net/fc.php?k=1fFRc-TViqzsPDDmKR
ud794MRyBXMEncHdqA7L9n7iEU
III.Изучение нового материала
1. Ориентировочно
– мотивационный момент, сообщение темы и цели урока.
2. Слово учителя.
Современное общество, сама жизнь предъявляет учащимся большие
требования, ставит большие задачи. И молодое поколение, будущее нашей
республики, должно оправдать все надежды и чаяния. Всё зависит от вас,
сегодняшних учащихся.
3. Просмотр
видео (о
дисциплине ) А.https://www.youtube.com/watch?v=cYY3stMc8V4&feature=emb_logo&ab_channel=%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%9A%D0%B0%D0%
BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9
Б. Видео учителя
4. Устная
работа.
А теперь
давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».
Смотрят на презентации определение понятия дисциплина.
5.Работа с учебником.
§5, стр.39-41.Учащиеся делают выводы, подводят итог.
6.Просмотр мультфильма. Лунтик - 436 серия. Тяжело в учении.
https://www.youtube.com/watch?v=zWHRxHdK0qs&ab_channel=%D0%9B%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA
7.Прослушивание песни о дисциплине.
https://www.youtube.com/watch?v=bKjurqcALsE
8.Работа в группах.
Задание 1-й группе
Учащиеся
заранее готовили краткие сообщения
с презентациями (3-4 слайда) о видах дисциплины. Они защищают свои
мини-проекты.
Военная дисциплина
Выделяется наибольшей строгостью, чётким
и точным выполнением требований военной присяги, распоряжений командиров и
начальников, воинских уставов.
Понижение боеспособности войск,
отсутствие отчётливости управления ими, угроза жизни многих людей.
Трудовая дисциплина
Предусматривает своевременный приход
на работу, соблюдение необходимой продолжительности рабочего дня, точное выполнение
распоряжений администрации, сохранение высокой продуктивности труда.
Причиняет материальный убыток
производству, хозяйству страны в целом.
Технологическая дисциплина
Следование правилам эксплуатации
оборудования, распорядка на рабочем месте, последовательности операций в
производственном процессе.
Приводит к авариям на производстве,
в результате которых гибнут люди, появляются экологические катастрофы, причиняется
материальный ущерб.
Задание 2-й группе
Подберите пары по смыслу.
Технологическая дисциплина |
|
Выполнение приказа командира |
Общеобязательная дисциплина |
|
Опоздание рабочего на смену |
Трудовая дисциплина |
|
Несоблюдение
правил пожарной безопасности на борту самолёта |
Военная дисциплина |
|
Обязательное начало уроков в 8 часов |
Школьная дисциплина |
|
Администрация
города Енакиево выполняет
возложенные на неё обязанности |
Задание 3-й группе Учащиеся
готовились заранее дома
Подготовить определение о внутренней
и внешней дисциплине. Наводят примеры .
Дисциплина
Внешняя дисциплина |
Внутренняя дисциплина |
|
|
||
|
||
Примеры:
А). Контроль со стороны других
людей.
Б). Совесть.
В). Желание выиграть приз.
Г). Боязнь получить выговор.
Д). Чувство вины.
Ж). Увольнение с работы.
З). Требование к самому себе.
IV.Закрепление изученного материала.
1.Чтение фрагмента из книги.
https://1001.ru/books/item/istinnaya-pravda-ili-uchebnik-dlya-psihologa-po--zhizni-30/1412
Фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.
«К Слабым и Несчастным я
раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом
посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их
жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь
счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика
росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль,
через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и
очень себя жалел. Лежал и жалел...
И спустя десять лет первый
стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не
знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».
На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить?
Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает
ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то
почему?
Вывод: нужно учиться быть
дисциплинированным.
2.Составление
и разгадывание кроссворда.
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?
3.Физминутка.
https://www.youtube.com/watch?v=vVFsXTmXlz4&ab_channel=NastyaMix
4.Работа с анаграммами
https://childdevelop.com.ua/generator/letters/anagram.html#preview
5.Работа с
интерактивными упражнениями.
Учащиеся выполняют задания на
нетбуках, а один обучающийся- на интерактивной доске. Оценивается работа учащихся.
https://learninga pps.org/14339512
https://learni ngapps.org/14339719
V. Подведение итога урока
Рефлексия
Оцениваю работу
учащихся на уроке, активность и т.д.
Приём «Зачем это…?
-Нужны ли уроки
о дисциплине?
-Как вы
считаете, достигли ли мы поставленных целей?
-Что вам
понравилось и запомнилось на уроке?
-А что бы вы ещё
хотели узнать о дисциплине, видах дисциплины?
Учитель говорит
о том, что в современном обществе человек должен быть дисциплинирован везде
потому, что будущее Донбасса зависит только от нас, сегодняшнего поколения, и
мы должны быть настоящими гражданами Донецкой Народной Республики. .
VI. Домашние задание.
1.
Прочитать § 5 учебника.
2.
Составить кроссворд и ребус по теме урока.
3.
Просмотреть
презентацию и составить план. https://sway.office.com/3Qb6i3cKDyYlpXLR